Джон С. Хислоп
Беседы с Бхагаваном Шри Сатьей Саи Бабой
LI
ХИСЛОП: Свами, люди высказывают противоречивые суждения относительно применения вибхути, священного пепла. Должен ли последователь Свами использовать вибхути как единственное средство для лечения болезней или ран?
САИ: Не придавайте значения мелким заболеваниям и расстройствам. В более серьезных случаях лучше всего молиться Свами. Это важно. Вибхути можно использовать, а можно и нет. Но молитва должна быть обязательно.
ХИСЛОП: А как относительно обычной медицинской помощи? Должен ли человек воспользоваться ею, прежде чем обращаться в молитве к Свами?
САИ: Некоторые люди имеют веру в докторов, некоторые - в Свами.
ХИСЛОП: Но, Свами, это действительно проблема. Люди боятся, что если они будут делать что-то вместо употребления вибхути, они продемонстрируют недостаток веры в Свами.
САИ: На самом деле можно сделать и то, и другое. Обратиться к врачу и принять вибхути. Но независимо от того, насколько сильна ваша вера в Свами, лучше всего обратиться к нему с молитвой о его милости.
ХИСЛОП: Некоторые почитатели впадают в крайности. Несмотря на то, что их болезнь или страдание могут быть очень тяжелыми, они заявляют, что будут принимать только вибхути и ни за что не обратятся к врачу.
САИ: Если они желают поступать так, пусть это делают. Свами же считает, что обычным средствам помощи должно быть отведено надлежащее место.
ХИСЛОП: Свами говорит, что самоанализ (self-in-quiry) составляет 3/4, а медитация - 1/4. Что значит умение анализировать себя? Ведь действие может быть умелым и неумелым.
САИ: У почитателя может не быть никакого особого умения, но каждый способен задать себе вопрос: хорошо или плохо то, что я собираюсь сделать?
ХИСЛОП: Не должны ли мы понимать самоанализ как знание себя, то есть знание того, что происходит внутри нас?
САИ: Знание себя, естественно, должно быть о себе, а не о том, что вне тебя.
ХИСЛОП: В процессе познания себя Свами советует спрашивать, являемся ли мы телом, умом или интеллектом?
САИ: Вы - свидетель всего этого.
ХИСЛОП: Еще примечательно другое. Каждое желание объявляет себя как "Я", даже если оно противоречит прошлым и будущим желаниям.
САИ: В действительности, есть только два "Я". Одно - Эго, которое всегда отождествляет себя с "Я", другое "Я" - вечный свидетель, который есть Свами. Если есть осознание свидетеля, то эгоистическое "Я" не будет вас тревожить. В этом случае оно имеет мало значения.
ХИСЛОП: Снимаясь самоанализом, человек может заметить, что несмотря на то, что осознает идею того, что он - свободная сущность, тем не менее в действительности он подвержен различного рода влияниям, которые подчиняют его и заставляют действовать. На самом деле, он совсем не свободен, а наоборот - как заключенный в тюрьме. Разве не так?
САИ: То, что вы не свободны, - неправильная идея. Только до определенной степени ваша жизнь подвержена влияниям - таким, как наследственность, обстоятельства, тенденции ума и т.п. Позже человек поднимается над ними и становится свободным от всех влияний.
ХИСЛОП: Но, Свами, то, что человек сейчас является рабом, это факт. Если он обнаружит этот факт, он может развить в себе глубокий интерес к достижению освобождения?
САИ: Очень мало людей, которые имеют такой глубокий уровень самоосознания. Они пока еще не вникли в сущность этого вопроса. Показателем здесь является зрелость. В беседах с почитателями эти аспекты садханы должны чаще затрагиваться, и их важность должна подтверждаться собственным опытом.
ХИСЛОП: Человек наблюдает в себе множество эмоций. Некоторые из них разрушительны - такие, как гнев, ненависть, депрессия, страх и т.д. Эти эмоции имеют большую силу и проявляются независимо от наших лучших намерений.
САИ: Это очень важная тема. Она важна для Америки, где эмоции очень сильны и приводят к насильственным действиям.
ХИСЛОП: Свами, очевидно, можно как-то сдерживать эти опасные эмоции, чтобы они не вырывались наружу и не превращались в действия.
САИ: Проблема в том, что у людей есть некоторое знание из книг, но у них нет общего знания жизни, которое приходит с обретением духовной силы. Посредством дисциплины, молитвы и устойчивой садханой приобретается духовная сила, которая исходит изнутри. Тогда сила опасных эмоций уменьшается. Но даже помимо этого люди могут и должны сдерживать свои отрицательные эмоции от внешнего выражения. Они могут гневаться, ненавидеть, испытывать тоску - всё внутри себя, но внешне их поведение должно оставаться спокойным. Улыбка также должна выражать спокойствие. Всей своей силой человек должен сдерживать проявление разрушительных эмоций. Эта тема большой важности. Самоанализ и тема об эмоциях имеют огромнейшее значение. Обращаясь к почитателям в Центрах, вы должны обсуждать эти вопросы ясно и настойчиво.
(В предыдущих беседах Свами говорил, что опасные и разрушительные импульсы и эмоции автоматически исчезают в присутствии Бога. Эти злые силы - продукты горя и печали и не могут существовать там, где есть ананда, счастье, которое возникает, когда человек всем сердцем любит Бога и видит Его везде.)
ХИСЛОП: Другая вещь, которая может озадачить - это отступление от цели. Например, человек может выражать очень сильную решимость быть у ног своего Господа. Но потом, через год-другой, он покидает Свами.
САИ: Причина этого - слабость ума в начальный период. С самого начала образ цели у такого человека был неустойчив в силу колебаний ума. Если бы эта цель была ясной и он проявлял бы целеустремленность с самого начала, то он не отклонился бы от нее. Ошибка заключается в колебаниях ума, то есть в отсутствии целенаправленности.
ХИСЛОП: Свами, еще один вопрос: относительно домашних паразитов. Домохозяйка постоянно борется с муравьями, комарами, тараканами и т.д. Если она не будет с ними бороться, они ее одолеют.
САИ: Это правильно, с ними нужно бороться.
ХИСЛОП: Люди боятся, что они совершат грех против Свами, если будут убивать этих маленьких существ.
САИ: Нет ничего плохого в том, чтобы держать свой дом свободным от этих маленьких существ. Но только то место, где вы живете. Это не касается других мест.
ХИСЛОП: Свами, если убит один муравей из тысячи, значит ли это, что убита индивидуальная джива, душа? Или существует что-то вроде групповой дживы, чье тело составляет целая колония муравьев?
САИ: Индивидуальных джив не существует. Существует только одна джива. Только одна. Дживу нельзя ранить или убить. Тел много. Умы изменчивы и могут подвергаться влиянию. Тела можно убить, они могут умирать. Но джива не затрагиваема. Джива одна и вечна. Правило для духовной жизни - это осторожность. Начинайте осторожно, продвигайтесь осторожно и прибудете в место назначения в целости и сохранности. (Ранее Свами говорил: "Будьте тверды и решительны. Не совершайте ошибки или не делайте неправильного шага, чтобы потом не раскаиваться! Сначала всё продумайте, а потом принимайте решение. Это лучше, чем сожалеть о допущенных ошибках".)
|