МАНАС (ум) — НЕСОЗНАТЕЛЕН
"Кто побуждает ум опускаться до объекта?
Кто предписывает животворной силе переходить к действию?
По чьему повелению люди говорят?
Какое Разумное Начало управляет зрением и слухом?"
Ухо, кожа, глаз, язык, нос – эти пять органов чувств обладают соответственно способностью различать звук, прикосновение, форму, вкус и запах; объекты знания становятся узнаваемыми только с помощью этих пяти органов.
Мир познается благодаря этим "инструментам", которые выступают посредниками между познающим и познаваемым.
Внутренняя способность понять объекты называется умом, или манасом. Манас, проходя через джняна-индрии, устремляется наружу и, подключаясь к объектам, тут же, в момент соприкосновения, принимает форму объекта.
Это явление называется вритти, или функция. Манас – ачетана, т.е. несознателен, и поэтому все его изменения и манипуляции (викары) также являются ачетана, т.е. неразумными и не несущими в себе жизнь.
Деревянная кукла состоит только из дерева, сахарная кукла – только из сахара.
Неразумный манас, ачетана, не может постичь Четану, или Высший Разум, который охватывает Вселенную.
Не обладающая разумом колесница управляется возничим; неразумным манасом также должен управлять сидящий в колеснице возничий, для которого манас – лишь перевозочное средство. Движущая Сила, придающая активность внутренним инструментам – познающим и действующим чувствам, пяти пранам – эта Сила есть Бог.
Упомянутый выше вопрос предполагает, что эта сила отлична от чувств. Естественно поэтому, что Двигатель всей совокупности чувств должен отличаться от манаса – не так ли?
Те, кто знают о Вечном и стремятся к Нему, убежденные в том, что всякое действие и всякая активность эфемерны, навсегда избавятся от тревоги.
/Сатья Саи Баба. Упанишад Вахини. Кена-Упанишада/
|